Нужно ли согласие супруга?
Квартира была приватизирована в 1996 году. В момент приватизации квартиры основной квартиросъемщик состояла в браке, супруг зарегистрирован в квартире не был, так как был зарегистрирован в квартире своих родителей и тем самым участия в приватизации не принимал, но при этом в квартире проживал с супругой и своим ребенком.
Участниками приватизации являлись нынешний собственник жилой недвижимости и ее несовершеннолетний ребенок.
В 2000-м году супруги развелись и муж уехал на постоянное место жительства в одну из стран дальнего зарубежья.
В данный момент возник вопрос по поводу необходимости отчуждения указанного жилья. Может ли в этом случае, собственник квартиры - бывшая супруга, продать или подарить принадлежащее ей на праве собственности жилое помещение без согласия мужчины, с которым она развелась и проживающего в настоящий момент за границей?
Согласно ч.1 ст.23 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье от 09 июля 1998 г. №278-З (далее- КоБС) имущество, нажитое супругами в период брака, независимо от того, на кого из супругов оно приобретено либо на кого или кем из супругов внесены денежные средства, является их общей совместной собственностью. Супруги имеют равные права владения, пользования и распоряжения этим имуществом, если иное не предусмотрено Брачным договором. Как усматривается из изложенного, Брачный договор между бывшими супругами заключен не был. Кроме того, акцентируется внимание на том, что в приватизации квартиры супруг участия не принимал.
В то же время необходимо иметь ввиду, что в соответствии со ст. 137 Жилищного кодекса Республики Беларусь от 28.08.2012 г. № 428-З (далее - ЖК), жилое помещение (доля в праве собственности на жилое помещение), приватизированное совместно проживающими супругами, является их общей совместной собственностью, если оба супруга участвуют в приватизации этого жилого помещения (в том числе путем вложения денежных средств, принадлежащих им на праве общей совместной собственности). Вместе с тем следует учитывать, что в части первой пункта 12 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 26 марта 2003 г. № 2 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с правом собственности на жилое помещение» дано разъяснение, в котором указано, что возведенное или приобретенное супругами в период брака жилое помещение (кроме полученного в дар или в порядке наследования) является их общей совместной собственностью, если иное не установлено законом или договором. При разделе имущества супругов размер долей каждого из них в праве совместной собственности на жилое помещение определяется в соответствии со ст. 259 ГК и ст. 24 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье; при наличии Брачного договора суд исходит из его условий.
Таким образом, основываясь на сказанном надо полагать, что в случае продажи или дарения жилого помещения, полученного в собственность в результате приватизации, целесообразно получить согласие бывшего супруга, проживающего в настоящий момент за пределами Республики Беларусь, хотя он непосредственного участия в приватизации жилья не принимал. Вместе с тем на момент приватизации супруги проживали вместе и вели совместное хозяйство.
Также не совсем понятно, использовались ли для приватизации квартиры денежные жилищные квоты. Однако тем не менее следует обратить внимание на то, что согласно п.1 ст. 138 ЖК денежная жилищная квота - стоимостный эквивалент жилых помещений, передаваемых гражданам Республики Беларусь безвозмездно, который определяется отношением остаточной стоимости объектов приватизации в ценах на 31 декабря 1991 года в целом по республике к численности граждан Республики Беларусь, с учетом трудового стажа.
К тому же, в том случае, если денежная жилищная квота превышает или равна стоимости приватизируемого жилого помещения, то данное помещение не будет считаться совместно нажитым имуществом супругов в период брака, т.к факта внесения совместно нажитых средств нет. В то же время, если частично была начислена жилищная квота, а остальная сумма была внесена денежными средствами нажитыми в период брака, то соответственно согласие бывшего супруга при отчуждении недвижимости необходимо получить.
Марина Баранашник, магистр юридических наук, риэлтер агентства недвижимости «Кохинур».